
Резкое падение посещаемости интернет-магазина не всегда связано с переоптимизацией контента. Часто вирусы являются причиной снижения трафика, рассмотрим, что делать, как выявить проблему, каких специалистов привлечь.
Падение посещаемости, уже следствие проблемы, которая зашла настолько далеко, насколько возможно, а именно в органическую выдачу, из которой перестал поступать трафик, вследствие снижения количества переходов посетителей. Значит проблема сказалась на позициях по продвигаемым запросам и узнаем мы это только заглянув на счетчик посещаемости, который рекомендую смотреть хотя бы один раз в несколько дней.
Другие способы понять, почему упала посещаемость сайта
Почему упала посещаемость интернет-магазина?
Для владельцев интернет-магазинов внезапное падение трафика страшный сон, особенно, если владелец зависит от продаж в Интернет и основной канал посетителей — поисковые системы. Поэтому сколько раз уже твердили, не надеяться на один канал, а подключать рекламу, соцсети, рассылки и т.д. но сейчас ни об этом.
Рассмотрим на примере, чтобы проще было понять. Ко мне обратились с просьбой выяснить резкую просадку по трафику с обоих поисковых систем (Яндекса и Google) в крупном интернет-магазине. Внезапная просадка в обоих поисковых системах говорит о глобальных проблемах, часто не связанных с ошибками в текстах или мета-тегах.
Выявляем причины
Первое, что делает SEO специалист, проверяет наличие сообщений от поисковых систем в кабинетах Вебмастера Яндекс и Google. Т.е. ищем там, где проблема обозначила себя.
Где смотреть
Вебмастер Google:
- Меры принятые вручную;
- Проблемы безопасности.
Вебмастер Яндекс:
- Диагностика Безопасность и нарушения
Как видите, здесь ничего не обнаружилось. Следующее, что смотрим – индексация. На примере кабинета Вебмастера Яндекса, просматриваем что находится в индексе (выдаче поисковой системы). Если интернет-магазин стал терять позиции, значит поисковику «не понравилось» то, что он получает веб-ресурса.
Смотрим раздел «Индексирование – Страницы в поиске» и наблюдаем такую картину:
Наблюдается массовое исключение страниц из выдачи и добавление новых. Смотрим данные ниже графика. Информация обновлена 1 марта 2019 года, и проиндексированный и попавший в выдачу URL имеет зеленый цвет.
Смотрим, что это за страница, открываем в браузере:
Это типичный результат работы вируса. Размещение заголовка с ссылкой на сторонний web-ресурс и кусок текста, чтобы поисковые системы, как можно дольше не выбрасывали страницу из выдачи. Однако, как вы уже заметили, большая часть вирусных страниц не попала в выдачу из-за отбраковки поисковой системой по признаку «Низкое качество». Скорее всего поэтому мы не видим предупреждения в разделе «Безопасность и нарушения».
Анализируем проиндексированные URL дальше и видим, что проиндексирована одна карточка интернет магазина и имеет ответ сервера 200ОК, значит доступна для просмотра, к остальным же доступ поисковой системе и пользователям закрыт – ответ сервера 403. Следовательно, эти страницы массово выпадают из индекса.
Анализируем выдачу поисковых систем
При просмотре мета-тегов на страницах интернет-магазина, обнаружилось, что они изменены вирусом на иероглифы, что естественно проиндексировали поисковые системы. А это повлекло изменение релевантности страниц продвигаемым запросам.
Проверяем содержание файлов robots.txt и sitemap.xml
Вирус мог поменять содержимое файлов на сервере. В рассматриваемом примере в robots.txt ничего не изменилось, а вот карта интернет-магазина (sitemap.xml) содержала URL не с ссылками на карточки товара, а сгенерированные URL с ответом сервера 404 (ошибка).
Выводы:
- Вирус создает свои страницы на веб-сайте и они не все, но попадают в выдачу;
- Одновременно блокируются к просмотру карточки товара интернет-магазина и массово выпадают из индекса и проект начинает проседать по продвигаемым запросам;
- Изменяется содержание файлов robots.txt и sitemap.xml.
В результате заражения интернет-сервиса вирусом:
- Уменьшилось количество страниц в выдаче;
- В выдаче появились страницы, сгенерированные вирусом;
- Поменялись Title, Description в онлайн-магазине и сниппеты в выдаче;
- Увеличилось количество страниц с ошибкой (ответ сервера 404).
Что делать, если упала посещаемость интернет-магазина?
Выявить масштабы проблемы:
- Что изменил вирус (блокировка полезных страниц, изменение мета-тегов);
- В каких каталогах магазина вирус генерирует страницы (отслеживается по URL).
Составить ТЗ SEO специалисту:
- Анализ причин уменьшения трафика;
- Выявления главной проблемы и ее последствий;
- Постановка ТЗ программисту на устранение;
- Подготовка шаблонов для генерации мета-тегов для передачи программисту.
ТЗ программисту:
- Описать проблему (генерация вирусных страниц, блокировка страниц, изменение мета-тегов);
- Выгрузить из Вебмастера все URL страниц вируса;
- сформулировать задачи на устранение заражения и его последствий.
Программист в свою очередь:
- Выявит уязвимость (как вирус попал на сервер хостинга);
- Удалит вирус;
- Снимет блокировку страниц интернет-магазина (с 403 на 200ОК);
- Настроит генерацию файла sitemap.xml с правильными URL;
- Настроит генерацию мета-тегов по шаблону, который был составлен при оптимизации или который составит SEO специалист по вашему заданию.
Сколько времени понадобится для восстановления позиций?
Очевидный вопрос, после устранения выявленной проблемы. Сроки всегда индивидуальны. В среднем от 2-3 недель до полутора месяцев. Иногда может понадобится написать письмо в техподдержку Яндекса, где изложить суть проблемы и факт ее устранения.
Вы узнали об одной из распространенных причин падения или резкого снижения посещаемости интернет-магазина — из-за вируса, что сделать и к кому обратиться для устранения проблемы.